Как платить зарплату менеджеру по продажам

zarplataУже на протяжении нескольких лет меня мучил вопрос по начислению зарплаты менеджерам по продажам. Как минимум, заработная плата ни в коем случае не должна состоять только из окладной части. Менеджер по продажам должен быть заинтересован в повышении продаж, поэтому и зарплата должна состоять из окладной и бонусной части. В принципе, так у меня все и обстоит, но не все так просто как кажется.

Как я платил зарплату менеджерам по продажам

Примерно 4 года назад, когда я уже не справлялся с работой один, я взял первого сотрудника к себе в офис, это был толковый студент, который приходил на 4 часа. Долго я думал как ему платить и решил установить  фиксированный оклад и процент от выручки проданных товаров. Тогда меня схема устраивала. Но с тех пор уже появились новые сотрудники в разных офисах, а бонусную программу я так и не менял. Было удобно все считать благодаря Клиентской базе (об этой программе я уже писал в статье Автоматизация бизнес процессов в интернет-магазине), которая в базовой версии подсчитывает бонусы в зависимости от выручки.

Но впоследствии данная методика расчетов перестала меня устраивать, особенно серьезно я начал задумываться над этим вопросом после прочтения книги Констатина Бакшта «Построение отдела продаж«. В методике расчета процента от выручки у магазина и менеджеров были разные заинтересованности. Если магазину выгодна продажа товара с максимальной прибылью (купил за 10 продал за 20, заработал 10), то менеджеру просто выгодно сделать дорогую продажу, не зависимо от того за какую цену был куплен товар (продал за 20, пусть даже куплено за 19).

Почему-то в голове появилась аналогия с выплатами в налоговую и пенсионный. В настоящее время, при УСН (доходы минус расходы) мы платим 1% от выручки в пенсионный и 1% от выручки — минимальный налог, т.е. как минимум мы отдаем 2% от выручки государству, причем, это не зависит от того сколько мы реально заработали. Получается, что и менеджеру и государству выгоден большой объем выручки, но затраты магазина их не интересуют. Или другими словами, при существующей системе бонусов от выручки я просто рублю сук на котором сижу.

Кроме этого, появляются следующие конфликты интересов между менеджером и магазином:

  1. Магазину выгодна прибыль от продажи, менеджеру выгодна максимальная сумма сделки, не зависимо от цены закупки. А в некоторых случаях, при высокой розничной цене товара, сделка вообще может быть убыточной для магазина.
  2. Менеджеру безразлична стоимость доставки до клиента.
  3. Менеджеру безразличен снимаемый процент за прием наличных денежных средств от клиента (в случае работы со сторонними курьерскими службами).
  4. В случае скидки клиенту, размеры убытка магазину и убытка менеджеру не сопоставимы (например: при скидке 3% и бонусе 3% от выручки, прибыль магазина теряется на 9.5%, бонус менеджера на 3%).

То есть, в конечном итоге схема выплаты процентов от выручки может просто убить весь бизнес и это далеко не шутка. Ноесколько подобных примеров приводит Константин Бакшт в своей книге. По правильному же, конфликтов интересов между менеджером и магазином быть не должно.

Что же получает магазин при выплате процентов от прибыли?

  1. Каждому менеджеру будет выгодней продать не просто дорогой товар, а именно тот товар, прибыль от которого будет максимальной.
  2. Менеджер будет лично заинтересован в стоимости доставки до клиента и подберет оптимально-минимальный вариант доставки.
  3. При доставке сторонними курьерскими службами менеджер будет заинтересован в том чтобы получить предоплату, а не получать наличные средства наложенным платежом.
  4. В случае скидки клиенту, процент, который теряет менеджер равен проценту, который теряет магазин (например, при скидке 3%, магазин и менеджер теряют 9% от бонуса/прибыли).
  5. В целом, и у менеджера и у магазина появляется общая цель — получить максимальную прибыль от каждой сделки.

Ну вроде все понятно, но как реализовать расчет выплат менеджеру по продажам?

Реализация схемы выплат бонусов от прибыли через программу Клиентская база пока отпадает, обратившись к в компанию, мне выставили не маленький счет за работу программистов. А вдруг я что-то не учел, переделка опять повлечет за собой лишние расходы?

Поэтому я решил пока забивать все в старый добрый Excel и обкатывать новую схему на нем. Хорошо что из Клиентской базы можно все экспортировать для дальнейшей обработки.

Наша таблица расчета бонусов менеджерам выглядит примерно так:

Таблица бонусов
Таблица бонусов
  • Столбец A — Номер документа
  • Столбец B — Наименование проданного товара
  • Столбец C — Розничная цена товара
  • Столбец D — Закупочная цена товара
  • Столбец E — Количество единиц товара
  • Столбец F —  Дополнительные расходы
  • Столбец G — Выручка
  • Столбец H — Прибыль
  • Столбец I — Бонус от прибыли
  • Столбец J — Бонус от выручки

Такую таблицу я составил на каждого менеджера за три последних месяца работы, для того чтобы определить какой процент от прибыли мне платить, чтобы на начальном этапе бонус от прибыли не получился ниже бонуса от выручки. Таким образом, если раньше бонусы от выручки платились в размере 3%, то в среднем, при выплате 11% от прибыли сумма немногим превышала предыдущие бонусы менеджерам. Т.е. от введения новых правил менеджеры не должны проиграть.

Сегодня я уже объявил о нововведении менеджерам по проджам, поэтому уже со следующего месяца все будет по новому!

В моих планах обкатать данную схему на практике в течении 2-х, 3-х месяцев, возможно, что-то изменить, для того чтобы реализовать ее в программе Клиентская база и отказаться впоследствии от лишних телодвижений в старом добром Excel-е.

Что я жду от нового расчета бонусов менеджерам по продажам?

В первую очередь — повышения прибыли.

Благодаря таблице я сам наглядно вижу, что от каких-то товаров нам вообще лучше отказаться, либо повысить их цену. Также и менеджер будет заинтересован продавать более прибыльный товар и экономить на доставке, что в конечном итоге должно привести к снижению издержек и общему росту прибыли.

Впоследствии хочу добавить еще пару моментов в работу схемы:

Первое — закрепить клиентов за менеджерами, и выплачивать менеджеру, который работал с клиентом впервые, часть бонуса менеджера, который работал с этим клиентом во второй и последующие разы.

Второе — в мое схеме не хватает стимула или какого-то плана на месяц. Ну например, принес менеджер прибыли больше 100 тыс. руб., получи не 11%, а 12% и т.п. Но пока не получается всех приравнять под одну гребенку, нужно выработать какой-то индивидуальный подход. Какой? Пока не знаю.

Кроме того что данная таблица помогла мне произвести расчет бонусов менеджерам, я решил еще одну проблему, с которой боролся последние годы. Я увидел точный учет прибыли за месяц по каждому офису. В следующей статье я обязательно расскажу от этом.

А сейчас посмотрим что у нас получится. Хотите увидеть результаты работы? Подписывайтесь на новости блога в форме ниже


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *